Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 12.08.2020, 11:54

Меню
Чат
Поиск по сайту

Готовимся к ЕГЭ


Уважаемые родители и ребята ! Психологическая службы предлагает вам ряд рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, которые помогут спрогнозировать успех и затруднения в процессе сдачи экзамена, расширить представления о возможностях ЕГЭ, получить конкретные практические рекомендации по снятию нервно-психического напряжения и  по повышению уверенности в своих силах на экзамене.
Мы надеемся на ваши отклики о том, насколько наши рекомендации повлияли на подготовку и сдачу ЕГЭ.

ЕГЭ – система бесплатных экзаменов по отдельным предметам. Результаты ЕГЭ одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы. При проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и система независимой внешней оценки (в том числе с помощью компьютера), основанная на использовании единой шкалы и критериев оценки. Экзамен по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов. Поэтому в процессе сдачи ЕГЭ требуются: высокая мобильность, переключаемость, высокий уровень организации деятельности, высокая и устойчивая работоспособность, высокий уровень концентрации внимания, произвольности.
Таким образом, при сдаче ЕГЭ трудности могут быть связаны с недостатком уровня развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью, с отсутствием навыков саморегуляции и т.д.
Все трудности при подготовке к ЕГЭ можно разделить на три типа:
1.Процессуальные (связанные с процедурой):
- недостаточное знакомство с процедурой;
- незнакомое место и незнакомые взрослые.
2. Личностные (обусловлены личностными особенностями учащихся):
- убеждения и предрассудки, связанные с ЕГЭ;
- неадекватная самооценка.
3. Познавательные (обусловлены недостаточной сформированностью некоторых учебных компонентов):
- недостаточный объем знаний;
- недостаточная сформированность навыков работы с текстовыми заданиями;
- неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета;
- неумение оперировать учебным материалом.
Понимая возможные трудности, можно сформулировать понятие психологической готовности к ЕГЭ и выделить его компоненты:

1. Познавательный компонент:

- высокая мобильность, переключаемость;
- высокий уровень организации деятельности;
- высокая и устойчивая работоспособность;
- высокий уровень концентрации внимания и произвольности;
- четкость и структурированность мышления;
- сформированность внутреннего плана действий.

2.   Личностный компонент:

- наличие собственного адекватного мнения  о ЕГЭ;
- самооценка – умение адекватно оценивать свои знания, умения и способности;
- самостоятельность мышления и действия, целеустремленность.

3. Процессуальный компонент:

- знакомство с процедурой;
- навыки работы с тестовыми материалами;
- умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке с незнакомыми людьми.

Предлагаем вашему вниманию некоторые практические рекомендации, которые, на наш взгляд, помогут психологически подготовиться к ЕГЭ, снять стресс и нервно-психическое напряжение перед экзаменом, повысить уверенность в себе.

Очень важно, чтобы  ученик сам нашел для себя смысл в ЕГЭ. Поэтому можно провести «мозговой штурм» на тему ЕГЭ и предложить сформулировать как можно больше ответов на вопрос: чем ЕГЭ может быть для меня лучше традиционной формы экзамена, в чем его плюсы и минусы? При ответе на этот вопрос, ребятам может помочь таблица, представленная ниже:

 

Отличительные особенности
Традиционный экзамен
ЕГЭ

Что оценивается?

Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить скрыть пробелы в знаниях.

Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, решать, а также умение удерживаться в рамках задания, понимать формулировку, организованность.

Что влияет на оценку?

Большое влияние оказывают субъективные факторы, контакт с экзаменатором, общее впечатление.

Оценка максимально объективна.

Возможность исправить собственную ошибку

На устном экзамене легче заметить ошибку за счет обратной связи от экзаменатора и исправить ее во время рассказа или при ответе на вопросы экзаменатора, на письменном – при проверке собственной работы.

Можно заметить и исправить ошибки при проверке.

Кто оценивает?

Знакомые ученику люди.

Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты.

Когда можно узнать результаты экзамена?

На устном экзамене – сразу, на письменном – в течение нескольких дней.

В течение нескольких дней.

Критерии оценки

Известны заранее.

Известны заранее.

Как происходит фиксация результатов?

В письменном экзамене – на том же листе, на котором выполняются задания. На устном – на черновике.

Результаты выполнения задания необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов.

Стратегия деятельности во время экзамена

Унифицированная

Индивидуальная


Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимание. Поэтому беспокойство – одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена.
Существуют различные способы справиться со своей тревогой. Самый простой способ – аутотренинг. Еще справиться с тревогой помогает медитация. По сути, медитация – это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние помогает обрести душевный покой и равновесие.
Примером упражнения на медитацию может служить техника «Дыхательная релаксация»: принять удобную позу, закрыть глаза, сосредоточиться на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре – выдох.
Еще одно упражнение, которое помогает справиться с напряжением:
сделать очень глубокий вдох и выдохнуть. Затем набрать полные легкие воздуха и выдохнуть со звуком («а-а-а», «о-о-о» и т.д.). При этом представить, что со звуком выходит ощущение напряжения и усталости. На вдохе представить, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли.


Для того, чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в своих силах, в себе. Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как выглядишь. Как можно повысить свою уверенность? В этом может помочь упражнение «Мои ресурсы»: разделить лист на две части. В одной части  предложить ученику написать: «Чем я могу похвастаться». В это части нужно записать те свои качества, которыми ребенок может гордиться, которые считает сильной стороной своей личности. После того, как будет сделана первая часть, можно приступить ко второй, которая будет озаглавлена: «Чем это может мне помочь на экзамене». Напротив каждой своей сильной стороны ребенок пишет, как это сможет помочь на экзамене.


Сдающий экзамен выпускник  может сам определять стратегию своих действий, выбирать задания в соответствии со своим уровнем притязаний. Необходимо также принять решение о том, какой результат будет желаемым и реально достижимым. Например, для одного «сдать успешно» - означает получит 3, для другого – набрать минимум 91 балл. При этом  надо понимать: тест составлен так, что получить 100 баллов из 100 сможет только один из тысячи выпускников. Таким образом, имеет смысл не только уровень подготовки, но и уровень притязаний. Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенный или заниженный уровень притязаний) может привести к выбору неэффективной для себя стратегии – например, непременно решить задания группы С, не доделав задания группы А.
Выбранная стратегия определяет также особенности планирования и распределения времени: важно решить, сколько времени отвести на решение заданий каждой группы (причем, на задания группы А требуется меньше времени, чем на задания группы С). Неумение планировать свое время приводит к возникновение страха не успеть, а это отрицательно влияет на результат. Поэтому важно не только осваивать работу с тестами, но и вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности.


Возможно, указанные выше рекомендации не являются чем-то новым, необычным, но их использование может помочь в преодолении «страха неизвестности» перед экзаменом, снять тревожность, повысить результативность.

                                                          Желаем удачи!


Войти
Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Посещаемость сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Официальный интернет-портал правовой информации
Возраст сайта

Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz